Повреждение транспорта в результате ДТП наиболее распространенный вид ущерба транспорта. Дорожно-транспортное происшествие может происходить как с единственным участником движения, так их может быть и несколько. В РФ действует закон об ОСАГО, который обязывает страховать свои транспортного средства. На нынешнем этапе развития этого закона, обязательная страховка покрывает 400 000 рублей при нанесении ущерба:
- транспорту и имуществу непосредственных участников ДТП
- имуществу иных лиц и организаций (опоры освещения, светофоры, дорожные ограждения и т.д.) Участники движения, застрахованные по ОСАГО, КАСКО, расширенному ОСАГО или без страховки в любой момент могут стать участниками ДТП.
За последние годы многие автовладельцы привыкли к схеме:
- попал в ДТП, оформление факта ДТП представителями ГИБДД или аварийными комиссарами
- обращение к автоюристу, адвокату,
организации специализирующейся на «выкупе» долгов СК при страховании ОСАГО - оформление договора цессии и получение денежных средств в день обращения
- ремонт автомобиля в самостоятельно выбранном автосервисе
Но после принятия Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» ситуация изменилась. Теперь ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» гласит:
- ст.12 пункт 15.1. Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, в собственности гражданина и зарегистрированному в РФ, осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре)
- ст.12 пункт 15.1. При проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов)
- ст.12 пункт 15.1. Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.
- ст.12 пункт 15.2. Срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта)
Теперь законом об ОСАГО предусмотрено натуральное урегулирование дополнительно к возмещению денежными средствами. Иными словами, после подачи документов в страховую компанию (СК) автовладелец, через 1,5 месяца максимум, должен получить восстановленное транспортное средство (ТС) в доаварийном состоянии. Но всё оказалось значительно сложнее. Существует несколько вариантов развития событий, когда следует обратиться к эксперту или независимому оценщику:
- выплаты по-прежнему проводятся, но в кратно меньших объемах. Вам могут произвести выплату, и она явно окажется не достаточной, по мнению автосервиса, в которым Вы планируете проводить ремонт. В данном случае мы проведем предварительный расчет стоимости ремонта Вашего ТС (транспортного средства) от 2000 рублей. Так будет понимание – имеет ли смысл подавать в суд на взыскание доплаты страхового возмещения.
- утрату товарной стоимости (УТС) СК по-прежнему не признают. Независимо от того, восстановлен автомобиль или вам возмещен ущерб деньгами, всё равно вы можете взыскать УТС. Взыскание можно проводить как при договоре ОСАГО, так и при КАСКО (в этом случае в полисе должно быть прописано отдельным пунктом в договоре, если не прописано, то взыскать по КАСКО не получится). Этот вид ущерба можно взыскать для автомобиля не старше 5 лет. В большинстве случаев взыскание проводится в судебном порядке.
- достаточно часто СК отказывает в урегулировании убытка, аргументируя тем, что виновник ДТП не застрахован, находится в состоянии опьянения, скрылся с места ДТП
- в подавляющем большинстве случаев происходит отказ в урегулировании убытка, если ТС восстановлению не подлежит (стоимость восстановительного ремонта превышает рыночную стоимость ТС). Рыночная стоимость ТС оценена совершенно неадекватно.
- автосервис отказывает в проведении ремонта аргументируя тем, что средств, которые перечислит СК на счет автосервиса будет недостаточно. Предлагают произвести ремонт запчастями заведомо низкого качества
- СК не выдает направление на ремонт в установленные законом 20 дней, автосервис не производит ремонт в установленные 30 дней
В каждом из этих случаев, наша организация проведет оценку или экспертизу Вашего ТС (транспортного средства) с целью определения:
- стоимости восстановительного ремонта ТС
- рыночной стоимости ТС
- размера утраты товарной стоимости (УТС)
Расходы, понесенные Вами на определение размера ущерба, будут возмещены. Это устанавливает ст.12 пункт 14 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 18.12.2018) стоимость независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), на основании которой осуществляется страховое возмещение, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.
Это найдет отражение в исполнительном листе, на основании которого проводится взыскание денежных средств с ответчика (страховая компания, физ. лицо, дорожные службы ).